ЦБ предлагает страховать деньги граждан от мошеннических краж. Насколько это разумно?
«Это требует дальнейшего обсуждения, чтобы не плодить людей, которые готовы быть неумными в общении», — считает первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев
Центробанк предложил ввести гарантированную фиксированную сумму, которую банки вернут клиенту при краже денег мошенниками. Такая инициатива содержится в поправках к закону «О национальной платежной системе», которые ЦБ представил банковскому сообществу, пишет РБК.
По планам ЦБ, пострадавший клиент банка сможет рассчитывать на выплату, если сообщит о мошенничестве не позднее следующего дня после проведенной операции.
При этом размер суммы, которую сможет получить пострадавший клиент банка, будет определен, «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80-90% всех случаев социальной инженерии», отмечает регулятор.
Предложения Центробанка прокомментировал первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев:
Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «Эта проблема очень сложная, и она вряд ли имеет отношение только к абсолютной величине суммы возврата. У меня представление такое, что даже если клиент сам виноват и он сам поддался уговорам мошенников, то есть проявил невнимательность, может быть, даже халатность, мы поощряем это. Это требует дальнейшего обсуждения, чтобы не плодить людей, которые готовы быть неумными в общении. В этом смысле возврат значительной части денег безоснователен. Я подумал о том, что очень легко те же мошенники могут воспользоваться этой нормой и договариваться о том, что они будут [красть] деньги, а потом те, у кого [их украли], эти деньги будут восстанавливать [и делить между собой], это с одной стороны. А с другой стороны, мне кажется, что там есть вещи, которые действительно достаточно конструктивны, требуют обсуждения. Например, увеличение срока заморозки подозрительных операций, чтобы клиент мог [прийти в себя] и подать заявление в правоохранительные органы».
Мошенники крадут у россиян по 36 млн рублей в день, следует из отчета Центробанка за третий квартал, опубликованного на днях. В нем говорится, что с июля по сентябрь регулятор зафиксировал более 256 тысяч случаев операций, осуществленных без согласия клиентов, что на 40% больше, чем в аналогичный период прошлого года.
Должен ли банк в обязательном порядке возвращать жертвам мошеннических операций часть украденной суммы? Вот что думает по этому поводу генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев.
Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «По поводу возврата этих убытков, я не совсем «за». Это действительно может быть очередной волной для обмана уже банков непосредственно, потому что создать видимость того, что у меня украли деньги, я смогу примерно за пару часов, для этого необходимо купить несколько «серых» симок, арендовать VPN и прокси-серверы, совершить звонок якобы от мошенника. Еще купить дроп-карты, которые продаются на рынке, это карты, которые зарегистрированы на тех физлиц, которые не знают, что у них вообще есть такая карта, то есть на подставные данные. То есть вопрос достаточно сложный, здесь в комплексе надо подходить, необходимо развивать страхование вкладов, и страхование должно быть по западному принципу, когда банк страхует подобные риски и траты не ложатся на потребителя. Соответственно, наши правоохранительные органы должны более активно принимать участие в расследовании и, самое главное, в пресечении подобного рода преступлений. У нас в части пресечения не делается вообще ничего».
За третий квартал этого года мошенники похитили у банковских клиентов более 3 млрд рублей, при этом банки вернули жертвам мошенников менее 250 млн, то есть менее 8%.