Социологи выяснили, кто готов отказаться от соцсетей

Социологи выяснили, кто готов отказаться от соцсетей

0 292

Социологи ТюмГУ проследили тенденции в отказе молодых людей от виртуальных социальных сетей. Оказалось, что чем у человека ниже доверие к окружающим, тем легче ему отказаться от соцсетей. В целом современная российская молодежь, как показало исследование, готова отказаться от социальных сетей не более, чем на один месяц.

Исследование было выполнено в рамках госзадания Министерства науки и высшего образования РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики». В нем приняли участие более трех тысяч старшеклассников и студентов.

«Более высокую готовность выйти из социальных сетей мы увидели у 10-11-классников: 84 процентов могут отказаться от них на сутки и уже имеют подобный опыт, – рассказала доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета Галина Ефимова.

– В старших возрастных группах аналогичную готовность выразили 73 процента студентов и 76 процентов работающей молодежи. Вместе с тем последняя чаще готова отказаться от соцсетей сразу на месяц и даже имеет подобный опыт (32%) – аналогичного мнения придерживается каждый пятый старшеклассник (24%) и студент (25%). Причем, чем ниже доверие респондентов к окружающим (судя по вопросу «Как вы считаете, большинству людей вокруг можно доверять или в отношениях с людьми следует быть осторожными?»), тем проще им отказаться от соцсетей».

По данным ВЦИОМ, в 2019 году 89 процентов молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет ежедневно или практически ежедневно пользовались социальными сетями. По мнению специалистов, это может свидетельствовать о зависимости: появляются риски увеличения стрессовых состояний и формирования новых страхов (вплоть до боязни остаться без телефона или вдалеке от него). В свою очередь, это негативно влияет на психофизиологическое состояние детей, подростков и молодежи. Потому возрастает потребность в изучении практик использования молодыми людьми соцсетей и возможностей уменьшения потраченного на них времени или готовности отказа от них.

Однако, как подчеркнула Галина Ефимова, в современных реалиях полный отказ представляется маловероятным для подавляющего большинства пользователей соцсетей. При этом, как бы парадоксально это не звучало, люди, имеющие отношение к созданию и управлению глобальными виртуальными социальными сетями, отмечают необходимость сокращения ежедневного взаимодействия человека с информационными технологиями.

Исследование показало, что во всех подгруппах молодежь, считающая себя конкурентоспособной, чаще готова отказаться от социальных сетей на период от суток до месяца. Исключение составляет работающая молодежь (на месяц готов отказаться только 31 процент считающих себя конкурентоспособными и 39 процентов неконкурентоспособных).

«Вероятно, это связано с изменением роли социальных сетей для конкурентоспособной работающей молодежи. Это уже не только инструмент коммуникации и потребления информации, но и «портфолио» для позиционирования себя в качестве профессионала, – пояснил соавтор исследования, доцент кафедры общей и экономической социологии Максим Семенов.

– Поэтому продолжительный выход конкурентоспособной молодежи из соцсетей может восприниматься как «виртуальная смерть» и негативно отразиться на карьерном росте и социальной «карьере» в целом». Максимальный период, на который конкурентоспособная молодежь готова отказаться от социальных сетей — до месяца».

Источник

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Оставить комментарий